Троицкая церковь


Церковь Троицы, 1782—1790; 1870-е гг.

Расположена на пологом склоне при въезде в село с южной стороны. Восточным фасадом обращена к р. Юг, береговая терраса которой обрывается в нескольких метрах от стен церкви. Западный фасад выходит на кромку дороги, переходящей в центральную улицу села.

Первая деревянная церковь Флора и Лавра на р. Шолге упоминается в окладных книгах за 1618 г. Река, давшая название месту, превратилась теперь в небольшой ручей, разделяющий село на две части. В буквальном смысле «шолга» означает «мачта», в переносном — «мачтовик» —особый тип леса, который использовался для кораблестроения.

Кирпичный, двухэтажный, пятипрестольный храм. Является вторым по возрасту архитектурным памятником в районе. Построен на сборы прихожан. Нижняя теплая церковь освящена 10 января 1790 г., главный престол в холодном верхнем храме — 19 сентября 1799 г. В 70-х гг. XIX в. боковые фасады на уровне нижнего света были полностью застроены дополнительными приделами. Здание значительно увеличило размеры в плане, повысилась его вместимость, но цельность архитектурного облика, содержащего ряд особенностей, характерных для культовых памятников устюжской школы 2-й пол. XVIII в., была непоправимо нарушена. Тогда же удлинили трапезную, объединив ее с отдельно стоящей колокольней крытым переходом. В 1887 г. на средства В. И. Ивановского интерьер трапезной верхнего храма был заново расписан. В работе принимал участие живописец Кузнецов. По первоначальному назначению церковь использовалась до закрытия в 30-х гг. XX в. Затем в ее помещениях разместили зерносклад и мастерские колхоза «Будённовец». Колокольню разобрали (сохранился нижний ярус). В настоящее время памятник пустует.

Объемно-пространственное решение Троицкой церкви традиционно для двухэтажных культовых построек с завершением ярусного типа, имеющих продольную планировочную схему. Ступенчатый характер размещения пятигранных алтарных апсид, слабо выраженные полуглавия четверика, высокая кровля с крутым подъемом, на которой установлены три убывающих по высоте и массе восьмерика, сообщают памятнику выразительную силуэтную композицию. Столп высокой массивной колокольни создавал вторую вертикаль, оттенявшую своими формами легкий взлет венчающих частей основного храмового ядра.

Внутреннее пространство нижнего храма, в центре которого анфиладная система переходящих церковных залов, представляет собой замысловатую совокупность помещений старой и новых частей здания. Растесанные окна четверика и трапезной превращены в проемы, соединившие северный и южный приделы с основными помещениями. В Ю-3 части трапезной ломаной перегородкой выгорожен алтарь пятого придела. С запада планировочная ось ограничена глухой камерой нижнего яруса колокольни, в которой находилась сторожка. Вход в храм устроен через два боковых проема в притворе, соединяющем колокольню с трапезной.

Планировочная композиция верхнего храма более компактна. В центре ее — вытянутый вдоль продольной оси четверик, перекрытый 8-лотковым сводом с узкими диагональными гранями. Развитость апсиды обусловлена габаритами расположенного под ней помещения собственно церкви. Просторная двустолпная трапезная сообщается с храмом тремя арочными проемами. На второй ярус колокольни, являющийся сенями храма, ведут два лестничных марша с южного и северного фасадов. Над новыми приделами и трапезной верхнего храма — плоские деревянные перекрытия. Коробовые и цилиндрические кирпичные своды с распалубками перекрывают все остальные помещения церкви.

Фасадный декор включает плоскостные мотивы барочного характера. Трехчастная разбивка стен четверика осуществлена «тосканскими» пилястрами на постаментах, убранных вертикальными ширинками. Углы четверика выпущены между сдвоенными пилястрами, углы апсид — прикрыты пилястрами. Валиковые уступчатые обрамления окон дополнены бровками двух типов — обычным и волнистым, а также филенками, расположенными под проемами верхнего света. Карнизы включают пояс городков-кронштейнов. Усиливающееся влияние столичного классицизма отразилось в упрощении отдельных элементов декора.

Размеры памятника в плане: длина — 54,5 м, ширина — 30 м, высота — ок. 45 м.

В 1983 г. по решению облисполкома Троицкая церковь поставлена на госохрану как памятник архитектуры местного значения.

Даже в искаженном и запущенном виде памятник сохранил барочную динамику своего художественного облика и роль главной архитектурной доминанты села.

Берова И. В., Скопин Е. Л. ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Выпуск 2. Афанасьевский и Подосиновский районы. — Киров, 2002. — стр.68-70.