урочище Бутырки


Церковь Трех Святителей 1872-1876 гг.

Один из самых отдаленных храмов в районе. Расположен в 7 км отд. Туманы в покинутой жителями деревне. Сложный ландшафт, изобилующий оврагами и складками рельефа, лес, вторгающийся в застройку деревни и вплотную подступающий к храму, создают поэтическую ауру запущенности места.

Небольшая однопрестольная церковь в русско-византийском стиле со свойственными подобным храмам несколько тяжеловесными формами и характерным декором. Построена по образцовому «Прожгукаменной церкви на 550 человъкъ» №15 из альбома К. А. Тона. Приход, образованный из деревень, относившихся к Николаевской церкви села Лобань, открыт по постановлению Вятской духовной консистории от 23 декабря 1859 года, благословленному епископом Агафангелом 8 апреля 1860 года. Первая деревянная церковь с одним престолом в честь Московских Чудотворцев Петра, Алексия и Ионы построена на средства прихожан в 1861 году и в том же году освящена. В 1872 году вместо деревянной церкви заложили одноименную каменную, которая была окончена строительством в 1876 году и освящена 21 февраля 1880 года.

В основе объемно-пространственной композиции памятника лежит двусветный «восьмерик от земли» со слегка укороченными диагональными сторонами. К его восточной грани примыкает крупная полукруглая апсида, карниз которой доходит до отметки основания килевидных закомар в завершении стен восьмерика. Покрыта апсида гуськовой кровлей. Над позакомарным покрытием возвышается увесистая глава на цилиндрическом барабане, облегченном двенадцатью проемами. Трехъярусную колокольню объединяет с церковью переход-трапезная в две оси проемов. Массивный прямоугольный в плане ярус-пьедестал колокольни повторяет декоративные формы восьмерика. Его покрытие в виде двух перекрещивающихся полуцилиндров прорезает легкий неравносторонний восьмигранный столп звонницы, увенчанный приплюснутой граненой главой.

Фасадное убранство памятника типично для храмов этого стиля. В разном масштабе на всех уровнях многократно обыгрывается мотив арки с килевидным заострением. В завершениях восьмерика и основания колокольни арки имеют многорядный полуциркульный архивольт ступенчатого профиля. Суховатые по очертанию завершения рамочных наличников окон апсиды, трапезной и яруса звона колокольни-вытянутые. Их осевую композицию поддерживают филенки с остроконечной по четырем сторонам круглой рамкой. Когда-то в них помещалась фасадная живопись, от которой к настоящему времени сохранились только очертания. Внешняя настенная роспись находится и в плоскости ложного окна алтарной апсиды. Декоративные филенки-тондо сочетаются с круглыми окнами второго уровня основания колокольни, которые отмечают геометрический центр фасадных закомар. Грани столпа звонницы обработаны плоскостным декором, отражающим общий характер памятника: аркатурный пояс, угловые лопатки, профильные импосты в основаниях арок проемов яруса звона. Импосты переходят на лопатки и членят их в пропорции золотого сечения. Выразительны трехчастные, разделенные тонкими колончатыми простенками окна по южному и северному фасадам восьмерика. На главах установлены традиционные «осьмиконечные» кресты. Рундук западного портала, а также открытые паперти перед боковыми входами собственно храма утрачены.

Внутреннее пространство главного помещения церкви перекрыто восьмилотковым сводом, плавно переходящим в купол светового барабана. Основания лотков усилены распалубками окон верхнего света. Сочетание широких распалубок, обрамляющих осевые проемы с зауженными диагональными, позволило создать богатую по композиции и тектонически обоснованную рельефную гамму поверхности основания свода. Над проемами барабана та же идея поддержана цепочкой мелких распалубок, на которые опирается центральный купол. Цилиндрический свод над помещением трапезной перехода имеет логичное продолжение в одинаковой с ней по ширине апсиде и замыкается конхой. Планировка нижнего яруса колокольни трехчастна: с проходом-притвором посередине и продолговатыми заоваленными помещениями палаток по сторонам. Северная палатка оборудована лестницей, ведущей на верхние ярусы. В южной палатке, перекрытой цилиндрическим сводом с торцевыми лотками, - служебное помещение и кладовка.

В интерьере уцелела верхняя часть рамы иконостаса. Его эклектичная форма, вызывающая ассоциации, связанные с мотивами необарокко, не вполне удачно вписалась в стилевой контекст храма. Масляная живопись, выполненная в позднеакадемической манере с оттенком примитивизма, характерна для провинциальных стенописей Вятской губернии 2-й пол. XIX века. В колорите доминируют насыщенные синие, зеленые, охристые тона. Композиции и отдельные клейма, в значительной степени осыпавшиеся, грамотно размещены на поверхности стен и сводов. Согласно автографу живописца, помещенному в нише ложного алтарного окна, храм расписал художник А. Г. Загвозкин.

Габаритные размеры здания в плане: длина - 37,6 м, ширина по восьмерику -16,6м полностью соответствуют заданным параметрам образцового проекта.

Скопин Е. Л. ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Выпуск 3. Белохолуницкий и Богородский районы. - Киров, 2007. стр. 152-155.