Пантыл


Церковь Дмитрия Солунского 1773 - 1787; 1824; 1901 гг.

Один из интересных памятников так называемого «вятского барокко», построенных в традициях великоустюжского храмового зодчества ярусного типа первой половины-середины XVIII века. Единственный из сохранившихся культовых памятников района (наряду с церковными воротами в с. Сырьяны), отличающихся пластическим разнообразием и тонкостью исполнения фасадного декора, свойственного храмам этой стилевой группы. Колокольня, построенная в формах классицизма, до начала XX века составляла с церковью разностильный храмовый комплекс, а затем в результате реконструкции была включена в ее объем.

К настоящему времени памятник сохранился в руинированном состоянии. В середине 1990-х годов при нарушении правил эксплуатации здания обрушились свод, северная стена и крыша трапезной. Тогда же отвалился крупный фрагмент западной стены четверика, кладка которой была ослаблена центральным проемом и нишами алтарей теплого храма. Утрачены главка и кровельное покрытие холодной церкви, шпиль колокольни.

Церковь имеет следующие параметры в плане: длина 63,6 м, ширина 15,2 м.

Закладка и возведение храма начались в 1773 году под руководством А. М. Окулова. За один строительный сезон удалось построить трапезную с теплым приделом, а холодную церковь поднять «до нижних первых от земли окон». Однако свод трапезной рухнул, и для продолжения работ пришлось нанимать другого подрядчика. Им стал П. Тупасов, который вчерне завершил постройку теплого храма в 1775 году. Через год после выполнения внутренней отделки и устройства иконостаса теплый храм освятили. Кладка холодной церкви продолжалась еще несколько лет и была окончена в 1779 году. Затягивание работ (освящение главного престола состоялось в сентябре 1787 года) было вызвано отсутствием средств и необходимостью займа в других приходах. Поэтому, вероятно, храм изначально был построен без колокольни; колокола висели на деревянной, отдельно стоявшей звоннице.

Каменную колокольню возвели в 1820-е годы строго на продольной оси церкви с незначительным отрывом от западного фасада трапезной. Позднее при реконструкции храма, проводившимся по проекту, утвержденному строительным отделением Вятского губернского правления в 1897 году, колокольню соединили с теплой церковью крытым переходом, сблокированным с двумя палатками по его сторонам. Под этой вставкой в цокольном этаже устроили техническое помещение с калориферной печью. Ранее, в 1850-е годы, проводилась реконструкция интерьера трапезной, но она состояла в обновлении внутреннего убранства с устройством третьего придела и строительных вопросов не касалась.

Очертание церкви в плане имеет форму прямоугольника, вытянутого относительно продольной оси. План еще более удлиняют зауженные торцы - пятигранная алтарная апсида на востоке и квадрат колокольни на западе. Мощный контур толстых стен выделяет собственно церковь как основу всей планировочной композиции. В диссонанс с ней выглядит апсида, кладка граней которой тоньше более чем в два раза. Эту разницу можно объяснить экономическими соображениями и сделать выводы относительно возможных причин обрушения свода теплого храма в 1774 году. Конструкция сводов этих частей здания характерна для церквей подобного типа: световые восьмерики поддерживают восемь круто поставленных гладких лотков, причем диагональные лотки - узкой треугольной формы; в алтаре - коробовый свод с тремя восточными лотками. Остатки свода трапезной показывают, что он имел форму короба с лотком у западной стены. Периметр стен оживлен нишами под церковную утварь. Равные по площади боковые секции притвора с цилиндрическими сводами могли использоваться под канцелярию и покойницкую. Глухой коридор между колокольней и трапезной освещался через круглые окна верхнего света. Крупные пилоны соединяются попарно простенками, которые замыкают поперечные торцы крестообразного помещения колокольни. Оконные проемы выделены пластичными вставками распалубок.

Разбивка фасадных членений четверика имеет трехчастный поярусный характер. Нижний ярус отличается нерегулярностью шага пилястр с их смещением относительно осей полуколонок верхнего уровня. Оси нижних проемов также сбиты относительно верхних, что иллюстрирует участие в создании храма двух подрядчиков. Наличники нижних окон состоят из простых по рисунку гладких полуколонок с капительками и ряда мелких сухариков между ними. Низ колонок отмечен гирьками и объединен подоконным карнизом. Пилястры, сдвоенные в углах, имеют в нижней части пьедесталы с вертикально поставленными ширинками. Отделяющий ярусы карниз, раскрепованный в местах пилястр, выделяется рядом мелких, часто поставленных сухариков-дентикул.

Схожий декор присутствует и на фасадах алтаря, но здесь убранство наличников более изысканно. Сандрики выполнены в форме «бровок», полуколонки перевиты жгутом, а под окнами находятся ширинки в рамах с вогнутыми углами.

Наиболее выразителен и богато украшен верхний ярус. Здесь центральная ось фасадов обозначена крупными полуглавиями с размещенными в его поле люкарнами. Поле фасадов расчленено полуколонками с кронштейнами в основаниях. В углах сгруппировано по три колонки. Особенно выделяются капители, декор которых, выполненный из установленных вразбежку кирпичей-«барашков», наивно имитирует «коринфский» ордер. Над капителями центральных колонн дополнительно установлены «султанчики», заходящие на тимпаны полуглавий. Прясла с проемами несколько заглублены за внешнюю линию контура стены и заключены в профильные рамы.

Высокие наличники являют собой характерный пример стилевой принадлежности храма, свойственный исключительно памятникам «вятского барокко». Их полуколонки, поделенные в пропорции «золотого сечения», имеют в нижней, меньшей части, декоративные усложнения в виде опрокинутых клиновидных вставок, опирающихся острым концом на основание в форме вытянутого пятигранника. Особенно выразительны сандрики, приподнятый контур которых обработан в виде разорванного фронтона. Поле фронтона заполняют покровцы-обереги в виде стянутых в двух местах полотенец, ширинки в фигурных рамках и розетки. Под окнами между гирек размещены четырехчастные балюстрадки высокого рельефа. Венчающий стены многообломный карниз дополнен рядом трехступенчатых кронштейнов. Декоративная обработка световых восьмериков повторяет те же художественные мотивы. Схожие элементы присутствуют и на уцелевшем южном фасаде трапезной.

Два высоких восьмериковых яруса звона колокольни, нижний из которых имеет в основании промежуточный полуярус (в плане - четверик со скругленными углами), поставлены на невысокий четверик и завершены крутой восьмигранной кровлей с люкарнами-слухами. Увенчана колокольня полым восьмеричком с окнами и сильно вынесенным карнизом. Представляет собой интересный памятник строгого классицизма, имеющий качества, отражающие специфику его провинциального происхождения. Спокойное убранство фасадов со слабо выраженным рельефом включает лопатки, обработанные мелким рустом, высокие арки проемов с абаками в основаниях циркульных окантованных завершений, полуколонны, врезанные в углы верхнего яруса звона. Рельеф фасадов яруса-основания значительно обогащают вытянутые арочные ниши-экседры и фронтоны, наложенные на полуярус, с прорезающими его полукруглыми окнами.

В интерьере холодного храма частично сохранилась рама многоярусного иконостаса с остатками деревянной резьбы работы Я. Г. Орлова. Надпись с автографом мастера находится на доске центрального киота деисусного ряда. Иконостас имел девять осей, которые делились по горизонтали на три крупных яруса и два полуяруса. Три оси, одна из которых -центральная, были раскрепованы ризалитами незначительного выноса, что придавало композиции иконостаса большую выразительность. В крупных ярусах иконы были сгруппированы в два ряда, при этом сверху помещались малые иконы овальной формы. Композиция иконостаса включала деревянную скульптуру: фигуры архангелов в полный рост располагались по сторонам царских врат, выше, на уровне праздничного полуяруса, находились сидячие ангелы с распростертыми руками. По манере исполнения и фактуре мастер пытался подражать подобным работамЗеркальникова, выполненным для иконостаса Успенского собора г. Великий Устюг. Все четыре фигуры сохранились и находятся в краеведческом музее г. Слободского.

Скопин Е. Л. ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Выпуск 3. Белохолуницкий и Богородский районы. - Киров, 2007. стр.110-113.